Впервые за всю крайне некрасивую историю постсоветского кинематографа снят достойнейший, замечательный фильм. Никогда не предполагал, что сегодня такое возможно; с радостью вижу, что ошибался. Возвращение Броненосца режиссера Полоки пожалуй, лучшая из всех картин, повествующих об эпохе Главное в картине мудрый и укоризненный гимн одиноким героям, с их фатальными ошибками и великолепной неправотой, пронизывающая тоска по невозможности идеала, глубинное ощущение неизбежности в проигранной войне сопротивляться до конца. Комиссар Герц у мешка семечек образ, рядом с которым, Одесса, НЭП. Сумасшедший мирок потных, жалких, кричащих людей, судорожных, мелко враждующих рабов своих мелких, послипавшихся друг с другом интересов. Как с Луны свалившийся Иоганн Герц, революционер, Красный Конник, герой. Он отрывисто орет и кашляет в платок, воюет с жульем и хочет обучить диалектике распутную бабу, у него звезда на буденовке и пуля под сердцем, он готов самого Эйзенштейна спустить к чертовой матери с одесской лестницы во имя справедливости и закона, во имя закона же он снимает с учета, вышвыривает на улицу свою единственную любовь с голодными детишками. Я обязан вязан. Здесь его роковая ошибка. Белогвардейские пули и штыки в свое время лишь закалили комиссара, лишь сделали крепче. Так закалялась сталь. Но ржавчина повседневности непобедима. Героя погубила нормальная жизнь. Разительно одинокий, в архаической шинели, стеклышки пенсне блестят, он драматично и красивейше нелеп среди пестрого и торжествующего, смачно, сочно и сучно живущего сброда. Кодекс красного самурая несовместим с этой жизнью, с тем, что называют они жизнью Герц свято чтит свой кодекс, не отступаясь от него ни на шаг, и как раз эта вот несгибаемость внезапно наносит удар по самому дорогому для него, по тем самым угнетенным и невинным, защите которых он посвятил свою жизнь. А сволочь, хамы все так же жрут и ржут. И вот сокрушительная трагедия, тяжкое потрясение, неразрешимое противоречие, зациклившись на котором, он сгорает, как робот из затасканного, но столь уместного здесь азимовского рассказа. Одна из лучших сцен фильма, великая, я считаю, сцена, исполнение Красного Марша в ресторане среди охреневших нэпачей, лакеев и содомитов. Кстати сказать, настоящее искусство сейчас и должно творить нечто подобное, производя подобный же эффект. Здорово было бы, если бы фильм заканчивался видом трех уходящих вдаль под звуки боевого марша фигур. Но реальность сурова, и наступает кромешный и леденящий финал. Великое человеческое стремление к добру и справедливости оборачивается безумием в абсурдно и безысходно нездоровой реальности. Однако, когда в самом конце, когда уже идут титры, вновь раздаются звуки марша, это не звучит как издевка. Это звучит как дань уважения непобежденным воинам, безумие безумием поправших. А безумство храбрых, как известно мудрость жизни. Примерно в одно время с Возвращением Броненосца был снят Титаник Кэмерона, раздутый дорогостоящий Постскриптум. Бросается в глаза печальное обилие фамилий в рамках в титрах фильма. Роль Герца оказалась последней для Михаила Уржумцева, сыгравшего ее с гениальной достоверностью. Вот цитата из интервью его партнерши по фильму Л. Потаповой: У нашего фильма Вспоминается известный исторический эпизод, так взволновавший Оправдания же нам нет, никому.
|